Полезная информация

Полезная информация


Нитки (пряжа) представляют собой скрученные волокна, которые бывают натуральными (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные), искусственными, синтетическими и смешанными. Нитки, применяемые в рукоделии, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету. Стандартные вышивальные нитки называются мулине. Кроме того существует множество других альтернативных ниток.

Хлопчатобумажные вышивальные нитки (мулине). Эти нитки состоят из 6-ти легко разделяемых прядей, которые могут быть разделены или соединены с нитками других цветов для достижения желаемого эффекта. Используются для вышивания различными техниками. Идеальны для вышивки крестом и гладью.

Мерсеризированные хлопчатобумажные нитки. Это крученные нитки с сильным блеском. Скручивание придает им особый "бисерный" вид. Нитки бывают различной толщины и выпускаются в виде мотков и клубков. Могут использоваться в различных техниках вышивания.

Мягкие вышивальные хлопчатобумажные нитки. Это толстые матовые нитки. Эффектно смотрятся на тяжелых тканях. Идеальны для вышивания настенных гобеленов. Ими также удобно выполнять шнуровые или сложные обмоточные стежки.

Персидская пряжа. Это мягкая, крученая шерстяная пряжа, которой вышивают в целое сложение. Идеальна для вышивки гладью, вышивки гобеленов, а также других техник.

Гобеленовая шерсть. Это тяжелая пряжа, которой вышивают в целое сложение. Используется в вышивании гобеленов по счетным схемам.

Тонкая шерстяная пряжа. Это прекрасные нитки в 2 сложения могут использоваться отдельно или в соединении с другими нитками. Широко применяются в вышивке шерстью по ткани. Придают вышивке пастельность и мягкость.

Металлизированные вышивальные нитки. Эти нитки используются отдельно или в сочетании с хлопчатобумажными или шерстяными нитками. Идеальны для вышивки золотом и в свободном стиле. Придают праздничный вид вышивке на любом типе ткани.

Шелковые и вискозные нитки. Эти нитки служат для создания сильного блеска в некоторых элементах вышивки. При вышивке нитками из искусственного шелка, они слегка распушиваются и придают готовой вышивке бархатистый вид.

Размерная шкала

Шкала
для швейных игл
Шкала
для вышивальных игл
Диаметр
в дюймах
Диаметр
в миллиметрах
-
5/0
4/0
3/0
2/0
1/0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
-
-
-
-
0.092
0.080
0.072
0.064
0.056
0.050
0.046
0.043
0.040
0.037
0.034
0.030
0.027
0.024
0.021
0.018
0.016
0.014
2.34
2.03
1.83
1.63
1.42
1.27
1.17
1.09
1.02
0.94
0.86
0.76
0.69
0.61
0.53
0.46
0.42
0.35

 

Таблица соответствия толщин пряж в различных стандартах

TEX Nm Ne Td (DEN)
100
84
72
64
60
56
50
46
42
38
34
30
25
23
21
20
17
14
12.5
12
10
10
12
14
16
17
18
20
22
24
27
30
34
40
44
48
50
60
70
80
85
100
6
7
8.3
9.5
10
10.6
12
13
14
16
18
20
24
26
28
30
36
40
48
50
60
900
750
642
562
529
500
450
409
375
333
300
264
225
204
187
180
150
128
112
105
90
Симакова Ирина Леонидовна, кандидат исторических наук

В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.

Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.

Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.

Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.

В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.

В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.

В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.

Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.


Иглы для вязания

Иглы бывают разной длины и толщины. Выбор иголки зависит от ткани и ниток, используемых в определенной работе. Размер игольного ушка зависит от толщины нитки, а ткань определяет остроту кончика иглы.


Гобеленовые иглы (Cross Stitch / Tapestry Needles)

Имеют тупой кончик и широкое ушко. Используются для швейных работ, вышивки по канве. Идеальны для вышивки крестом. Тупой кончик не расщепляет и легко скользит сквозь волокна ткани, а широкое ушко позволяет без труда продеть нужное количество ниток. Для вышивки применяются иголки № 16-28.


Иглы вышивальные (Embroidery / Crewel Needles)

Средней длины, имеют острый кончик и широкое ушко. Используются для вышивания различными техниками. Идеальны для вышивки гладью. Удобны для шва "назад иголка" (backstitch). Для вышивки применяются иголки № 3-10.


Шенильные иглы (Chenille Needles)

Имеют острый кончик и широкое ушко. В отличии от вышивальных, ушко у шенильных игл больше, а сами иглы имеют меньшую длину. Идеальны для работы с толстыми нитками. Используются при вышивке лентами. Для вышивки применяются иголки № 16-26.


Иглы для квилтинга (Quilting / Between Needles)

Имеют острый кончик и маленькое ушко. Идеальны для квилтинга, а также для тех, кто любит короткие иглы. Благодаря небольшой длине игл, Вы сможете шить ими быстрее, чем обычными иглами.


Штопальные иглы (Darners)

Длинные иглы с достаточно широким ушком. Как видно из названия, используются для штопальных работ.


Швейные иглы (Sharps)

Средней длины, имеют острые кончики. Используются для швейных работ. Идеальны для сметывания и обработки изделия подгибкой.